Школьные оценки: как к ним относиться?
Школа - первый серьезный "выход" ребенка в социум и оценка последним достижений "маленького человека". Что включает в себя эта оценка? Прилежность, коммуникабельность, умение подстроиться под другого человека, нормы и требования школы, хорошее усвоение преподаваемого материала, работоспособность - этот перечень можно продолжать до бесконечности. Однако в целом отношение к школьной успеваемости у родителей и учителей однозначное - как ребенок учится, так в дальнейшем он сможет устроиться в жизни. Насколько подобная категоричность продуктивна?
Факт 1: Отличная учеба в школе часто не приводит в дальнейшем к "успешности" в жизни (высокому социальному положению, зарплате, знаменитости и т.д.). Факт 2: Люди, которые учились плохо, достигли в жизни того, что хотели.
Можно приводить много доводов "за" и "против" придания высокой значимости школьной успеваемости. Все дело в том, что за хорошей или плохой учебой могут стоять разные причины. Один ребенок может быть от природы одарен хорошими способностями - и отличная учеба для него не потребует особых усилий, но насколько в дальнейшем такой ребенок будет готов к ситуации, когда его способностей не хватит и придется прикладывать много сил, чтобы справиться с задачей (а ведь он привык "побеждать", не затрачивая усилий)? Другой ребенок мог бы учиться на отлично, но учителя требуют от него "покладистости", а он свободолюбиво хочет признания своей позиции, и либо учителя его "наказывают оценкой", либо он в знак протеста не учится. А третий ребенок, имея очень средние "способности" к учебе, великолепно ладит с людьми, в частности со сверстниками, учителями, его все любят и многое ему "сходит с рук", отличные оценки он получает скорее за то, что "очень милый". А четвертый ребенок - музыкально одарен, а вот точные науки - не его "стезя", отсюда - опять плохая успеваемость в школе. Но может быть и так, что ребенок, из-за каких-то проблем в семье, вообще не проявляет интереса к любым занятиям, он слишком поглощен семейными проблемами. Так о чем тогда могут говорить школьные оценки?
Некоторые последствия и как их избежать Часто, если ребенок плохо учится, родители и учителя постоянно сравнивают его с теми школьниками, которые учатся гораздо лучше него. У ребенка в таких случаях может снижаться самооценка, усиливается враждебность по отношению к этим "лучшим", он может занять или усвоить позицию "вечного неудачника" (да, я такой, и ничего с этим не сделаешь). Поэтому, приводя в пример лучшего ученика, взрослые должны помнить, что приводить в пример лучше того, чьи результаты "не заоблачны" для ребенка, и обязательно подкреплять сравнение верой в то, что ребенок сможет достигнуть того же, а также подчеркивать все позитивные достижения ребенка. Другим вариантом, когда ребенок плохо учится, может быть равнодушное отношение взрослых к этому: родителям не до того, учителя давно "махнули рукой" на него и т.д. Ребенок может чувствовать свою "никчемность", ненужность, отвергнутость родителями и социумом. Здесь необходимо найти интересное ребенку хобби - записать ребенка на какие-нибудь спортивные занятия и т.д. - и очень желательно, чтобы родители принимали большее участие в его увлечении, отмечали даже небольшие достижения. В тех случаях, когда родители платят за хорошие оценки, создается, скажем так, нездоровая мотивация у ребенка к хорошей учебе. Хорошая оценка для ребенка в данном случае не приносит радости достижения, а имеет исключительно денежный эквивалент (карманных денег детям в таких случаях практически не выделяется); ребенок учится для родителей, а не для себя. Так что такой мерой лучше не злоупотреблять.
Если родители склонны придавать очень большое значение любой оценке ребенка, у него может сложиться ощущение, что его любят только за хорошие оценки, если он получит плохую - родители уже не будут любить его. Ребенок вырастает тревожным, он боится даже минимальных неудач, у него будет заниженная самооценка, он никогда не сможет по настоящему получить удовольствие от своих достижений. Взрослые должны уметь дать понять ребенку, что любить они его будут вне зависимости от того, как он учится, а главное, что они будут счастливы только в том случае, если будет счастлив он. Также ребенок может усвоить установку родителей, что как он учится, так и сложится его дальнейшая жизнь. Если ребенок учится плохо, то может решить, что он уже ничего не в силах изменить, ничего ему не светит и т.д. Если учится на отлично, то в будущем даже небольшая неудача может быть шоком для него, и он может быть к ней не подготовлен - ведь он же был лучшим учеником, окончил школу на одни пятерки - и вдруг неудача… И в данном случае, главное, чтобы сами взрослые не относились так однозначно к школьной успеваемости, понимали, что школа развивает некоторые базовые навыки, которые будут необходимы в будущем, и одним из таких навыков является способность как достигать социального успеха (хорошей оценки), так и справляться с теми ситуациями, когда успех не достигается. Как при обучении езде на лошади - вначале нужно научиться правильно падать.
|