Санкт-Петербургская олимпиада школьников по русскому языку и литературе для детей с ограниченными возможностями здоровья 2012/2013 7 - 8 класс
Задание 1. Существует словосочетание «проливной дождь». Здесь слово «проливной» имеет значение «очень сильный по степени проявления».
Найдите прилагательные, которые передают тот же смысл в сочетании с данными словами: брюнет - .., друг - …, враг - .., ошибка -.., тьма - .., дурак - ….
Задание 2. Угадайте пословицу или поговорку по вопросу, характеристике и запишите её полностью.
а) Чем не следует кормить некоторых певчих птиц? б) Как зовут пастуха, который предпочитает пасти стадо на самых отдаленных пастбищах? в) Какое животное дает наименьшее количество шерсти и отрицательно влияет на собратьев по стаду? г) Наиболее совместимое блюдо и приправа к нему. д) Музыкальный инструмент, танцевать под который лучше, если он находится в вашей личной собственности.
Задание 3. Отредактируйте предложения. Устраните речевые (стилистические) ошибки.
1. Пятьдесят лет назад рабочие города Вичуга отправили на создавшееся новое предприятие 30 и более ткацких станков. 2. Пароход опаздывал на пару часов, все разошлись, и на берегу остались только четверо женщин в ярких платьях. 3. На следующий день 41-летняя А. Иванова, бронзовая медалистка зимнего чемпионата Европы, взяла реванш, послав ядро на 19 м 16 см. 4. Скоро сюда на каждое представление будет собираться более трех с лишним тысяч зрителей. 5. Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.
Задание 4. Определите род имён существительных.
Домишко, бра, протеже, рефери, алоэ, тюль, врунишка, пальтишко, кенгуру, Сочи, умница, салями, ЧГУ, леди, мозоль.
Задание 5. Прочитайте фрагмент художественного текста. Какое языковое средство использует автор? Объясните его художественное значение. «Лунные белые пятна вперемежку с чёрными тенями ползали по траве у ног Алексея» (Б. Полевой)
Задание 6. Из какого произведения эти строчки? Назови автора этого произведения. Что означает выделенное слово?
А Иван наш, не снимая Ни лаптей, ни малахая, Отправляется на печь И ведет оттуда речь.
Задание 7. От предложенных наименований национальностей в мужском роде образуйте соответствующие наименования женского рода. (6 баллов).
Араб, грек, индеец, китаец, кореец, перс.
Задание 8. Прочитайте (послушайте) рассказ.
Дачники собирались в город, спешно забрасывая вещи в багажник машины. «Садись, садись! Да скорее же!» - говорил Михаил Иванович своей жене. Антонина Сергеевна села, захлопнула дверцу, и машина тронулась. Никто не заметил, что маленькая Жулька, хозяйская собачонка, спит на заднем сиденье. Только на въезде в город Жулька проснулась и залилась радостным лаем. От неожиданности Михаил Иванович резко затормозил. - Откуда ты здесь взялась? Что же теперь делать? – спросила Антонина Ивановна, робко поглядывая на мужа. - Мы не можем возвращаться, это займёт слишком много времени. Давай выпустим её, собаки всегда сами находят дорогу домой. В конце концов, она сама виновата: незачем было забираться в машину. Антонина Сергеевна вздохнула, приоткрыла дверцу, погладила Жульку и выпустила её на улицу. Машина резко тронулась, а Жулька, ещё не понимала, что произошло, бросилась вдогонку.
Вопросы и задания: 1) Что могло бы произойти дальше? 2) Как чувствовала себя Жулька в незнакомом городе? 3) Удалось ли ей вернуться домой? Кто мог помочь ей отыскать дорогу? 4) Напиши продолжение рассказа. Придумай заглавие. Мини-сочинение.
И попробуй выполнить иллюстрацию своей истории. Ограничений относительно стиля выполнения иллюстрации (живопись, графика, фотография, коллаж; полноцветные, черно-белые и др.) нет. Рисунок вставьте в файл с ответами.
Критерии оценки работ: 1. оригинальность и новизна авторской идеи; 2. соответствие содержания сформулированной теме; 3. эстетика, композиция, сочетание надписей, цветов, графики; 4. выразительность изобразительного ряда; 5. общее восприятие.
Желаем удачи!
|